?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дети и

Дети и отцы

Люди делятся на мущщин, дам и остальных.
По альтернативной версии, на тех, кто любит "МиМ", и не любит, и (не) затрудняется сказать.
По насыщенности, роман можно назвать "энциклопедией московской жизни 1920-30 годов".
Чего там только нет!

А нет там детей. За исключением Фриды, у которой ребенок был.

Браки автора, как известно, тоже были бездетные.
Но отсутствие "рыбок", наверное, надо объяснять иными причинами.
................
"Автору романа в эпизоде с Ф. важен был именно невинный младенец,..." ((Бывают младенцы НЕ невинные?

вОвремя проведенный аборт, снимает проблему Фриды??))
...............
((С какой тайной целью М.Б. раздел дам на улице? Ну, понятно, поиздеваться. Но ему это казалось очень смешным?))

"После сцен в Варьете Булгаков приёмами травести срывает маску ложных иллюзий с дам, которые вообразили, что они на сцене у Коровьева обрели «парижский вид».

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:23 pm (UTC)
развратный женский голос
У Геллы хриплый, "развратный" голос: "...Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что‑то малопонятное..." "...в то же время вкрадчивый и развратный женский голос шепнул в трубку..."

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/Gella-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы
platonicus
Feb. 10th, 2019 01:25 pm (UTC)
Ребенок был у Фриды. И Маргарита с ребенком разговаривает в доме, где она квартиру громила.

А что значит "рыбки"?
belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:37 pm (UTC)
Ребенок был у Фриды.
Точно! (Как раз листаю про Геллу, и нигде нет никакого ребенка. Один шрам. И передник)

"И Маргарита с ребенком разговаривает"... Не знаю, имеет ли это принципиальное значение.

Пока, кажется, МиМ - это "взрослая книга для взрослых" и детей в ней (по замыслу автора?) быть не должно.

В некотором смысле, это отражает реалии начала 20 века. Если сравнивать с веком 19, такого количества (супружеских) бездетных пар, не было. Чем это объяснять? Сломанным жизненным устоем? Бытием или сознанием?

"Рыбки", "детки-рыбки", "цветы жизни"...

Чего еще нет в МиМ, так это - секса. "Эротика" как бы есть. Ну, понятно, автор не ставил такую задачу. Кажется, есть ли в романе любовь, тоже - не очевидно.

(no subject) - platonicus - Feb. 10th, 2019 01:42 pm (UTC) - Expand
bar_su_chok
Feb. 10th, 2019 01:28 pm (UTC)
У Геллы, не у Фриды?
belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:37 pm (UTC)
У Геллы, не у Фриды?
Полетел исправлять!
belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:46 pm (UTC)
Фрида
~ Фрида ~

Ф. просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед князем тьмы и прекратила ее пытку: вот уже тридцать лет Ф. кладут ночью на стол платок, которым она удавила своего младенца.

В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского психиатра и общественного деятеля, одного из основоположников сексологии Августа (Огюста) Фореля (1848-1931) "Половой вопрос" (1908): "Фрида Келлер - убила мальчика. Кониецко - удавила младенца носовым платком".

Фрида Келлер, послужившая прототипом Ф., - это молодая швея из швейцарского кантона Сен-Галлен, родившаяся в 1879 г. Первоначально она зарабатывала всего 60 франков в месяц. Как отмечает Форель: "В погоне за большими заработками она по воскресным дням исполняла обязанности помощницы в кафе, где женатый хозяин упорно приставал к ней со своими ухаживаниями. Она вскоре перешла в новый магазин с ежемесячным окладом в 80 франков, но, когда ей было 19 лет, хозяин кафе, который давно уже на нее покушался, увлек ее под благовидным предлогом в погреб и здесь заставил ее ему отдаться, что повторялось еще раза два. В мае 1899 г. она разрешилась от бремени мальчиком в госпитале в Сен-Галлене". Ребенка Фрида Келлер поместила в приют, откуда, однако, его необходимо было забрать по достижении пятилетнего возраста.

Форель дает яркую картину душевного состояния Фриды в дни, предшествовавшие трагедии: "И вот, с понедельника Пасхи 1904 г., т. е. с той минуты, когда ребенку предстояло покинуть приют, одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает овладевать ее дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся ей единственным просветом в ее отчаянном положении - мысль о необходимости избавиться от ребенка".

За несколько дней до визита в приют "ее видели мечущейся по квартире в поисках за каким-то шнурком. Внешний вид ее говорил о придавленном внутреннем состоянии. Наконец, она решилась. Сестры ее были извещены, что ребенок ее будет отправлен к тетке из Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за руку, она отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она долго раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам, какая-то неведомая сила подталкивала ее.

Вырыв могилку руками, она удавила ребенка шнурком, и, убедившись в его смерти, зарыла трупик и обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют был извещен ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен, 7-го июня трупик после сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами, 11-го того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а 14-го она была арестована.

Фрида не переставала объяснять свой поступок неспособностью содержать ребенка, а также необходимостью соблюдать тайну, которая заключала в себе позор ее вынужденного материнства, обусловившего внебрачное рождение. По свидетельству знавших ее, она отличалась кроткостью, добротой, любовью к труду, скромностью, любила детей. Заранее обдуманное намерение было признано ей самой, причем она не высказала никаких забот в интересах смягчения своего преступления.

Такие случаи по местным законам (ст. 133) заслуживают смертного приговора, который и был ей вынесен. Фрида Келлер при этом потеряла сознание. Верховный Совет Сен-Галленского кантона большинством всех против одного вместо смертной казни назначил ей пожизненное заключение в каторжной тюрьме".

belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:47 pm (UTC)
Re: Фрида
В дополнении, сделанном в 1908г., Форель рассказал о пребывании Фриды в тюрьме: "Вначале она содержалась в течение 6 месяцев в одиночном заключении. После этого она была переведена в качестве прачки в прачечную при тюрьме и отличалась хорошим поведением. В интеллигентских кругах города Сен-Галлена начинают возрастать в ее пользу симпатии". Это позволило автору "Полового вопроса" выразить надежду, что "бедную Фриду Келлер" вскоре освободят.

В том же самом дополнении Форель кратко изложил историю 19-летней работницы из Силезии Кониецко, которая при аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 г. родила ребенка, "причем она удушила младенца, засунув ему в рот и нос скомканный платок". Суд учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил Кониецко к двум годам тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего восклицания: "Как милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией", поскольку, как справедливо полагал швейцарский ученый, "чаще действительным убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец, покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка".

Булгаков контаминировал в образе Ф. героинь обеих историй. Ф., обладая основными чертами биографии Фриды Келлер, убивает своего ребенка еще в младенчестве и при помощи носового платка, подобно Кониецко. Таким образом, это событие оказывается перенесено в май 1899 г. - время, когда Фрида Келлер родила ребенка. Тогда утверждение Коровьева-Фагота на Великом балу у сатаны о том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет на стол Ф. платок, которым она задушила младенца, оказывается абсолютно точным, поскольку события "Мастера и Маргариты" в московской его части разворачиваются как раз в мае 1929 г.

Автору романа в эпизоде с Ф. важен был именно невинный младенец, его страдания, как последняя мера добра и зла. Вместе с тем, писатель, подобно Форелю, несмотря на весь ужас преступления, назвал (устами Маргариты) главным виновником насильника - отца ребенка. Булгаков учел и приведенные швейцарским ученым данные о психических отклонениях, имевшихся у Фриды Келлер. Форель отмечал, что она страдала головными болями из-за перенесенного в детстве воспаления мозга. Платок, который Ф. видит каждый вечер на своем столике - это не только символ терзающих ее мук совести ("и мальчики кровавые в глазах", используя слова из пушкинского "Бориса Годунова"), но и признак наличия у нее болезненной навязчивой идеи.

Фрида Келлер, вероятно, была в конце концов освобождена и, скорее всего, пережила автора "Мастера и Маргариты". Кониецко же вообще отделалась сравнительно легким наказанием. Однако Булгаков поместил Ф. среди умерших, как если бы вынесенный судом смертный приговор был приведен в исполнение.

Внимание писателя привлек тот факт, что свое преступление Фрида Келлер совершила на Пасхальную неделю 1904 г., да еще в мае, (здесь речь идет о Пасхе западных христиан, не совпадающей с православной), что соответствовало и пасхальной приуроченности действия "Мастера и Маргариты". Не оставил он без внимания и слова о том, что некая неведомая и неодолимая сила подталкивала швею из Сен-Галлена на преступление. У Фореля этой силой выступает психическая болезнь Фриды, для которой ребенок подсознательно стал символом ее несчастья и позора. Автор "Полового вопроса" писал: "Несмотря на любовь к детям, Фрида своего ребенка не любила, она его никогда не ласкала, не баловала, не целовала и, будучи в других случаях доброй и отзывчивой женщиной, весьма безучастно относилась к собственному ребенку".

У Булгакова искусителем Ф. подразумевается дьявол, который и призвал ее потом на свой бал. Однако Ф., благодаря милосердию Маргариты, даруется прощение, к которому призывал и Форель в отношении Фриды Келлер. История Ф. также во многом перекликается с историей Маргариты (Гретхен) в "Фаусте" Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832).

belkafoto
Feb. 10th, 2019 01:54 pm (UTC)
В начале 1929 года начались сложности в семейной жизни.

«факт <…> из биографии Булгакова: ему приходилось писать урывками, и он как-то заявил супруге, что в таких условиях не работал даже Достоевский. На что получил ответ: „Но ты же не Достоевский!“»
— И. Л. Волгин
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:02 pm (UTC)
гриф «Совершенно секретно»
В СССР отдельное книжное издание впервые увидело свет в 1973 году. Этому событию предшествовал выход Постановления секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений М. Волошина, О. Мандельштама, Вяч. Иванова, Н. Клюева, М. Булгакова и других писателей 20-х годов» от 7 июня 1972 года, имевшего гриф «Совершенно секретно».

В документе говорилось, что книги указанных писателей и поэтов предполагается выпустить в 1973—1975 годах «ограниченными тиражами», с обязательными «вступительными статьями и комментариями, дающими марксистско-ленинскую оценку творчества автора»[29][комм. 1].
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:08 pm (UTC)
Барон Майгель
бывший барон Борис Сергеевич Штейгер[1], уроженец Киева, в 1920-е и 1930-е годы работавший в Москве

являлся штатным сотрудником ОГПУ-НКВД....В апреле 1937 года Штейгер был арестован, обвинён в шпионаже в пользу неназванного империалистического государства и в августе того же года расстрелян как враг народа. Не реабилитирован;
....................
комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель[2],
..................
ленинградский литературовед Михаил Гаврилович Майзель[3]. В начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем «новобуржуазного направления» и обвинял его в непринятии революции и в «апологетическом отношении к дореволюционному прошлому». Майзель не был бароном, но, по мнению литературного критика Золотоносова, Булгаков нарочно называет персонажа романа «бароном Майгелем», в этом именовании звучит саркастический намек на баронскую фамилию Ротшильд. М. Майзель в 1936 году был арестован и расстрелян, а при Хрущёве реабилитирован.
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:18 pm (UTC)
до конца не прояснена
Гелла относится к числу колоритных персонажей, миссия которых в сюжете до конца не прояснена. Рыжеволосая служанка Воланда хороша собой;
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:19 pm (UTC)
Миша забыл Геллу!
В главе, рассказывающей о пожаре в квартире № 50, упоминается, что жильцы, находившиеся во дворе дома на Большой Садовой, наблюдали, как из окна вылетели «три мужских силуэта и один силуэт обнажённой женщины». Однако среди летящих всадников, покидающих город, Геллы нет. Литературовед Владимир Лакшин рассказывал, что когда он, хорошо знавший Елену Сергеевну Булгакову, указал вдове писателя на отсутствие воландовской служанки в заключительных эпизодах, та отреагировала весьма эмоционально: «Миша забыл Геллу!» Это обстоятельство, по мнению ряда исследователей, служит дополнительным подтверждением того, что «Мастер и Маргарита» — роман незавершённый; в то же время часть булгаковедов считает подобную авторскую «забывчивость» преднамеренной:

Не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полёта как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции… К тому же Гелле не в кого было превращаться в последнем полёте, она ведь, обратившись в вампира, сохранила свой первоначальный облик[61].
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:22 pm (UTC)
состоятельной замужней дамой
По версии Владимира Муравьёва, эпизод первой встречи Мастера с возлюбленной («Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы») является откликом на знакомство Булгакова с Маргаритой Петровной Смирновой — состоятельной замужней дамой, которую он увидел «весной 1930 или 1931 года» на 1-й Мещанской улице[77]. В то же время Мариэтта Чудакова считала, что история, изложенная Смирновой через сорок шесть лет после смерти Булгакова, относится к легендам, ходившим вокруг писателя, а в сознании Маргариты Петровны переплелись реальные воспоминания и более поздние впечатления, возникшие после чтения романа[67].
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:25 pm (UTC)
Поэт Рюхин
Поэт Рюхин, доставивший Ивана Бездомного в клинику профессора Стравинского, имеет, по мнению некоторых исследователей, сходство с Маяковским. Отношения между Владимиром Владимировичем и Михаилом Афанасьевичем были непростыми — так, Маяковский в сатирической пьесе «Клоп» включил фамилию Булгаков в список слов-анахронизмов, незнакомых будущим поколениям[95]. В качестве «ответного шага» автор «Мастера и Маргариты» создал эпизод, в котором поэт Рюхин признаётся себе: «Не верю я ни во что из того, что пишу!» В первую журнальную публикацию эта фраза не попала: цензура сочла, что в ней «содержался упрёк по адресу не только Маяковского, но и всей советской литературы»[96].

«Плясали виднейшие представители поэтического раздела МАССОЛИТа, то есть Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин и Адельфина Будзяк». О поэтах МАССОЛИТа говорится как о войсковой части, а подбор их имён не оставляет никаких сомнений относительно поэтического достоинства их творений[97].
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:31 pm (UTC)
разрушает личность
Квартирный вопрос только их испортил». Для Булгакова жилищная тема была актуальной: ещё в 1922 году он в письме сестре Вере Афанасьевне замечал, что «самый ужасный вопрос в Москве — квартирный»; коммунальный быт, на который обрекала советских граждан новая власть, разрушает личность, считал Михаил Афанасьевич[143].
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:42 pm (UTC)
любовницы Аракчеева
Дело об убийстве Настасьи Шумской — уголовное дело 1825 года об убийстве любовницы Алексея Аракчеева крестьянки Настасьи Шумской (Минкиной)

В Грузине Шумская заведовала всем хозяйством во время частых отлучек Аракчеева, причём выказала замечательную аккуратность и распорядительность (что, впрочем, не мешало ей изменять графу и брать взятки). Влияние домоправительницы на графа было столь велико, что многие высокопоставленные лица намеренно заискивали перед ней, чтобы получить большее расположение Аракчеева. Крестьяне считали её колдуньей, так как систематически организовав наблюдение за ними, она узнавала самые тайные их намерения. Жестокость её (порою доводившая дворовых людей до самоубийства) возмущала даже привычное к суровым наказаниям население.
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:43 pm (UTC)
она симулировала беременность
Желая окончательно привязать к себе графа, она симулировала беременность и взяла у крестьянки Лукьяновой новорождённого ребёнка, которого выдала за своего сына.
belkafoto
Feb. 10th, 2019 02:44 pm (UTC)
вырывая куски мяса
В 1825 году Шумская из зависти систематически стала истязать комнатную девушку Прасковью, которая считалась очень красивой: она жгла ей лицо щипцами для завивки волос, вырывая куски мяса. Прасковья вырвалась и убежала на кухню к брату. Последний схватил нож, бросился в комнату Шумской и зарезал её. Следствие об убийстве вёл Пётр Клейнмихель. Осуждённых били кнутом с такой жестокостью, что двое умерли на месте и один через несколько дней[1]. Тридцатилетняя беременная крестьянка Дарья Константинова, приговорённая к 95 ударам кнута, сумела выжить и была отправлена на каторгу.


Дело не только отражает нравы времени, но и показывает зарождение верховенства права над приказом начальства. Штабс-капитан Василий Лялин, новгородский земский исправник счёл приказ начальника противозаконным и предпочёл суд бесчестью и следующему чину. Он был обвинён в умышленном заступничестве за «преступницу» Константинову, отрешён от должности, арестован и содержался более двух месяцев в арестантской за железной решёткой под строгим военным караулом.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 35 comments — Leave a comment )

Latest Month

Tags

Comments

  • belkafoto
    27 Jan 2023, 20:21
    Plot
    Thirteen-year-old Camille (Mercier) is reunited with her long-lost father and has to come to terms with the fact that he is now a woman.
  • belkafoto
    27 Jan 2023, 20:11
    Странная драма... где есть он и она
    Данный фильм - тонкая пронзительная глубокая психологическая драма с легким эфемерным ореолом запретного. Особенно мне нравится постер к фильму. Он как никто…
  • belkafoto
    27 Jan 2023, 20:08
    Этот фильм можно разобрать на цитаты
    Странно, что моя рецензия тут первая...

    Итак, как и во всех фильмах любимого мною Тешине, речь идёт о любви.

    Брат и сестра (Антуан и Эмили) долго не говорили…
  • belkafoto
    27 Jan 2023, 20:07
    Эмили исполнилось 45, она работает в нотариальной конторе, обаятельна и привлекательна. Как кажется, у нее все для счастья, но Эмили ничего и никого не хочет. Ей нужно, чтобы ее полюбили, но может ли…
  • belkafoto
    27 Jan 2023, 18:47
    Выживу?
    Фото Владимира Ролова


    Владимир Ролов родился на Урале в 1953 году. Профессиональной и творческой фотографией занимается около 50 лет. По образованию он инженер-строитель, но большую часть…
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel