— Почему ты перестал ходить в церковь? Бабуся очень расстраивается.
— У меня пропала вера, совсем пропала. Зачем же я буду притворяться?
— А почему пропала?
— Понял, что в Библии нелепые сказки. Я же теперь знаю и про продолжение жизни, и про происхождение человека, и про строение вселенной и про то, что она была всегда, и никто ее не сотворял.
— Ну что же, притворяться, конечно, не нужно — это хуже всего. Я только опасался, что ты перестал ходить в церковь, следуя моде и боясь насмешек.
— Нет, папа, нет!
— Я верю, сынок.
Под вечер сидел с бабусей во дворе и с жаром рассказывал ей «и про строение вселенной, и про происхождение жизни». Бабуся слушала с интересом и задавала вопросы. Зазвонили в церкви, бабуся встала, перекрестилась и сказала:
— Зараз пiду до церкви. Тiльки завтра ти менi доскажи. Она ушла, а я сидел и растерянно думал: «Как же так? Как же так!?..» Прошло какое-то время, и я перешел в атаку на отца:
— Неужели ты веришь в сотворение мира, сотворение человека и другие такие чудеса?
— Да нет, в это я, конечно, не верю.
— А почему же ты и в церковь ходишь, и крестишься? Папа молчал.
— Почему ты молчишь?
Сейчас скажу. Еще помолчал, а потом стал говорить о том, что человечество, начиная с первобытного состояния, все время развивается, и в процессе развития у него меняется представление об окружающем мире, в том числе и о Боге, поэтому так много религий, и то, что меняется представление о Боге не означает, что Бога нет:
— Вселенная безгранична и бесконечна. В этом ты не сомневаешься?
— Конечно.
— И неужели ты думаешь, что во всей безграничной и бесконечной вселенной человек, живущий на нашей планете, — единственное разумное существо?
— Ну, наверное, есть люди и на других планетах и в других солнечных системах.
— Люди! Вот и у нее есть зачатки разума. — Папа показал на проходившую кошку. — И где-то не может не быть разума, развитого настолько сильнее нашего, что по сравнению с человеком он — Бог.
— И ты думаешь — он влияет на нашу жизнь?
— Этого я не знаю. Я только думаю, что если Бога нет, то существование человека, как разумного существа, бессмысленно. Тогда он только животное, а его ум — всего лишь приспособление для выживания, как у быка – рога, а у волка — клыки.
— А почему ты ходишь в церковь и крестишься?
Снова папа помолчал, но я терпеливо ждал.
— Вот на тебе костюмчик. Предположим — он у тебя один, и тебе больше нечего одеть.
И вот, он износился. Что ты сначала сделаешь: приобретешь новый, а потом этот выбросишь, или сначала этот выбросишь и голым будешь искать новый?
Я молчал, не зная, что ответить. И папа молчал, а потом вдруг сказал:
— Побываешь в церкви, и на душе станет легче.
Больше у нас с отцом разговора на эту тему не было.