((А чего ждет зритель?))
"Допустим, вы монтируете заснятую вами футбольную игру.
Монтажно подобрана комбинация, заканчивающаяся ударом по воротам. Но вратарь берет мяч, красиво падая в воротах.
Все смонтировалось. Но куда же «втиснуть» заснятый вами крупный план болельщика, вскрикивающего «Ах!»?
Попробуйте его поставить после решающего удара:
Противник близко у штрафной площадки.
Один на одни с вратарем. Удар!
Крупный план болельщика: «Ах!»
На экране вместо вратаря, которого будет ждать зритель, — человек, отчаянно крикнувший: «Ах!» Зритель не знает, что случилось: ему режиссер предложил вместо результата удара — реакцию болельщика. И зритель, смотрящий на экран, «пошел за болельщиком». Зрителю некогда рассуждать, зритель верит восклицанию болельщика. «Неужели гол?» — думает зритель. И вдруг видит кадр: вратарь лежит в воротах и прижимает мяч к груди. Следовательно, «взял»!
Так от монтажной врезки кадра с восклицанием болельщика протокольное изложение события приобрело напряженность, стало драматическим действием.
Произошла умышленная режиссерская задержка, и прямое действие было подменено отражением его через болельщика, так убедительно ахнувшего, что зритель поверил ему: «Неужели гол?» Последующий кадр рассеял тревогу зрителя.
Но возьмите тот же кусочек «Ах!» и поставьте его не перед кадром взятия мяча вратарем, а после. В этом случае восклицание болельщика будет уже не по поводу тревоги за ворота, а за команду, которая не сумела сквитать гол. Особенно если за несколько секунд до конца игры вы вмонтируете часы, показывающие, что время истекает.
Так велика выразительная сила последовательности, с которой одни кусочек на экране идет за другим.
«Но как же, — спросите вы, — заснять одним аппаратом и борьбу у ворот и реакцию зрителя?»
Тут надо учесть еще одно качество монтажной съемки. Реакцию болельщика можно снять вообще по любому поводу и когда угодно. Ведь болельщик берется в кадр изолированным от футбольного ноля, мы не видим, что там происходит. Мы видим на экране только воскликнувшего зрителя, его лицо. И совершенно неважно, по какому поводу он восклицает.
https://unixone.ru/?p=2093
.......................
Сравним.
"И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)"
((про это: https://discours.io/articles/culture/istoriya-odnoy-pushkinskoy-rifmy-kak-nevozmozhnoe-legko-sdelat-vozmozhnym ))