Софья Андреевна Толстая скончалась в Лиссабоне.
(Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая; 1827, село Смольково, Пензенская губерния — 1895, Лиссабон)
Что могло обозначать только одно:
знаток 14 языков погулять умела и любила.
Дочка, кстати, уродилась в матушку.
"За монгольские черты лица в обществе Софью Петровну называли Туранской Евой и Степной Мадонной. По отзывам современника, она была очень интересной особой[3]:
« Что-то загадочное, что-то невысказанное читалось охотно, но никогда не дочитывалось в её умных чертах. Она не раскрывалась вполне никогда, как не делает этого цветок лотоса при солнечном свете. Впрочем, сфинкс сидит в любой женщине, пока она не замужем.
................
В январе 1851 года Софья Миллер познакомилась на маскараде в Большом театре с И. С. Тургеневым и графом А. К. Толстым. Софья Андреевна была в маске и заинтриговала Тургенева и они условились о втором свидании. Иван Сергеевич взял с собой молчаливого Толстого за компанию. Увидев Софью без маски, Тургенев был сильно разочарован. Позже он скажет:
«Что же я тогда увидел?…
… Лицо чухонского солдата в юбке!»
Несмотря на некрасивое лицо, у неё была красивая фигура и, кроме того, она была очень обаятельна и общительна. По словам современника, Софья Андреевна «была живым доказательством, что обаяние не нуждается в красоте. Черты лица её привлекательными не были, но умные глаза и умный тоже золотой голос придавали малейшему её слову что-то особенно завлекательное»[7]. Позже состоялась приятная беседа за чаем, в ходе которой Тургенев заскучал, а Алексей Константинович, напротив, был очарован. Вскоре он посвятил ей следующие строки:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна...