Categories:

Свое мнение

"Итак, мое мнение в столь дискуссионном вопросе о значении Л. Тимашук в деле "Врачей - отравителей": роль Л. Тимашук в деяниях карательных органов не случайна и предопределена всей нашей жизнью и бытом конца 40-х и начала 50-х годов.

Мы все, от мала до велика, были жертвами и инструментами Сталинской системы. Тимашук, как и все мы, была действующим лицом в исторической драме, представителем тех, через которых и над которыми эта история вершилась. Только в то время одни активно участвовали, другие активно сопутствовали, третьи, не сопротивляясь, плыли по течению, а единицы нашли в себе мужество к глухому и даже активному сопротивлению.
Л. Тимашук - из разряда активно сопутствующих.

https://berkovich-zametki.com/Nomer26/Lyass1.htm
...............
"Из опасений и недоверия Сталина и интриг ряда представителей его окружения и родилось печально известное «дело врачей», одним из главных персонажей которого суждено было стать врачу-кардиологу Лидии Федосеевне Тимашук.

Еще с 1920-х годов Лидия Тимашук работала врачом в лечебно-санитарном управлении Кремля. В 1948 году 50-летняя женщина возглавляла в управлении отдел функциональной диагностики, и в этом качестве 28 августа снимала кардиограмму у одного из руководителей страны – Андрея Жданова.
Изучив кардиограмму, Тимашук поставила диагноз - «инфаркт миокарда». Однако профессора, лечившие Жданова, с медиком младшего ранга не согласились, сочтя ее выводы неверными. Все бы ничего, но профессора, посчитавшие, что инфаркта у Жданова нет, назначили ему лечение, прямо противопоказанное при инфаркте. То есть ровно обратное тому, что рекомендовала, основываясь на своем диагнозе, Тимашук.

В ответ на это женщина написала докладную записку вышестоящему начальству. Лечебно-санитарное управление Кремля подчинялось Министерству госбезопасности, но там справедливо сочли, что с медицинскими вопросами должны разбираться медики, и переправили записку начальнику лечебно-санитарного управления Кремля профессору Егорову.
через три дня после той самой кардиограммы Андрей Жданов скончался от инфаркта.
Врача вызвали к следователю, допросили, и на основе ее показаний по «делу врачей» начались массовые аресты.

13 января 1953 года о деле было официально сообщено стране в материале, напечатанном в газете «Правда» под заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей».
О том, чем в итоге должно было закончиться «дело врачей», спорят до сих пор. В СССР ходили слухи, что врачей должны повесить на Красной площади. Некоторые историки полагают, что вслед за казнью врачей должны были начаться массовые депортации советских евреев в Сибирь, но серьезных подтверждений эта версия не находит.

Для оказавшихся за решеткой медиков избавлением от неминуемой гибели стала смерть Сталина 5 марта 1953 года. «Дело врачей», являвшееся частью подковерной борьбы советских элит за сталинское наследство, моментально стало ненужным и даже вредным. Уже 3 апреля 1953 года все арестованные по «делу врачей» были освобождены, восстановлены на работе и полностью реабилитированы.
"В том, что произошло дальше, нет ни малейшей вины Лидии Тимашук. Не она превратила один спорный факт из истории болезни Андрея Жданова в масштабное политическое дело. Не рвалась он к всесоюзной славе и орденам.

И ненависть, обрушенная советской интеллигенцией на Лидию Тимашук, совершенно незаслуженна."
недоброй славой.

Лидия Федосеевна Тимашук умерла в 1983 году, в возрасте 85 лет. До самых последних дней она пыталась добиться реабилитации в глазах общества, считая, что обвинения в антисемитизме и доносительстве, звучавшие в ее адрес, несправедливы.

Но услышать ее не захотели…
https://aif.ru/society/history/proklyatyy_doktor_kak_lidiya_timashuk_stala_zalozhnikom_dela_vrachey
................
Л. Ф. Тимашук родилась 21 ноября 1898 года в Брест-Литовске в семье унтер-офицера. Трудовую жизнь начала в Самаре: училась и одновременно работала в городской управе. Поступила в Самарский университет на медицинский факультет, а в 1920 году была мобилизована на борьбу с эпидемией сыпного тифа и холеры.
После Гражданской войны жила в Петрограде, а затем переехала в Москву, где завершила своё медицинское образование и начала работать врачом в лечебно-санитарном управлении Кремля.