belkafoto (belkafoto) wrote,
belkafoto
belkafoto

Сто лет назад.

Сто лет назад.

(Прошедшее настоящее или в поисках настоящего прошлого)

Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о "Дон Кихоте"

http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega05.txt

Дело в том, что

бывают рассказы, прелесть которых заключается в них самих, в то время как

прелесть других рассказов состоит в том, как их рассказывают; [Spoiler (click to open)]

; я хочу

сказать, что иной рассказ пленяет нас независимо от вступлений и словесных

прикрас, другой же приходится рядить в слова, и при помощи мимики, жестов и

перемены голоса из ничего получается все: из слабых и бледных делаются они

острыми и занятными".

Рыцарский роман сохраняет характерные черты эпоса, за исключением веры

в истинность рассказываемых событий[*Я бы сказал, что и это в известной

степени имеет место. Однако мне пришлись бы написать здесь много страниц, не

имеющих прямого отношения к делу, о той загадочной галлюцинации, которая

лежит в основе нашего удовольствия от чтения приключенческой литературы].

Повествование - форма, в которой существует для нас прошлое; повествовать

можно только о том, что было, то есть о том, чего больше нет. Настоящее,

напротив, описывают. Как известно, в эпосе широко употребляется идеальное

прошедшее время (соответствующее тому идеальному прошлому, о котором оно

говорит), получившее в грамматиках название эпического, или гномического,

аориста.

В отличие от литературы воображения в романе нас интересует именно

описание, ибо описываемое, по сути дела, не может представлять интереса. Мы

пренебрегаем персонажами, которые нам представлены, ради того способа, каким

они представлены нам. Ни Санчо, ни священник, ни цирюльник, ни Рыцарь

Зеленого Плаща, ни мадам Бовари, ни ее муж, ни глупец Омэ нам нисколько не

интересны. Мы не дадим и ломаного гроша, чтобы увидеть их в жизни. И

напротив, мы отдадим полцарства ради удовольствия видеть их героями двух

знаменитых книг.

То, что мы непочтительно зовем скукой,- целый литературный жанр, хотя и

несостоявшийся[16].

Если внимательно рассмотреть наше повседневное понимание реальности,

легко убедиться, что реально для нас не то, что происходит на самом деле, а

некий привычный нам порядок событий. В этом туманном смысле реально не

столько виденное, сколько предвиденное, не столько то, что мы видим, сколько

то, что мы знаем. Когда события принимают неожиданный оборот, мы считаем,

что это невероятно.

Сколь мало бы мы ни прожили, нам уже дано ощутить границы нашей тюрьмы.

Самое позднее в тридцать лет уже известны пределы, в которых суждено

оставаться нашим возможностям. Мы овладеваем действительностью, измеряя

длину цепи, сковавшей нас по рукам и ногам. Тогда мы спрашиваем: "И это

жизнь? Только и всего? Повторяющийся, замкнутый круг, вечно один и тот же?"

    Сервантес сказал, что его книга направлена против рыцарских романов.

Критика последних лет не уделяет должного внимания этому обстоятельству.

Заметьте всю остроту проблемы. До появления романа поэзия предполагала

преодоление, избегание   всего, что нас   окружает, всего современного.

"Современная действительность" была абсолютным синонимом "непоэзии". Перед

нами максимальное эстетическое обогащение, которое только можно вообразить.

Если воображаемое само по

себе поэтично, то сама по себе действительность - антипоэзия.

Subscribe

  • Кто виноват?

    Кто виноват? ((Чем дольше длится "пандемия", тем больше возникает вопросиков без ответиков.)) .......... "Основные аргументы там были такие:…

  • Налог на дым

    Налог на дым Государство, с удивлением обнаружив падение доходов из-за рухнувшей экономии, разослала подметные письма. Соседи возмущенно показывают…

  • "Никуда на деревне

    "Никуда на деревне ни спрячешься" (слова из песни) ((А сколько можно прожить-просуществовать с ВИЧ без всякого лечения?)) "«Если тест на ВИЧ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments