belkafoto (belkafoto) wrote,
belkafoto
belkafoto

Тихо, шифером шурша,

Тихо, шифером шурша,

Крыша едет, не спеша.

И вот, чуть свет, в один из июльских дней, обещавший быть весьма жарким,

солнце же стояло теперь так высоко и столь нещадно

палило, что если б в голове у Дон Кихота еще оставался мозг, то растопился

бы неминуемо.

(Что мы знаем о безумии?)

[Spoiler (click to open)]


В старогреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк. В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания и истерия

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Отсутствие лечения

В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось. Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Tags: Дон, безумие, мозг
Subscribe

  • А и Б сидели на

    ((Почему А.Ах а не А.Б.? В самом деле. Почему "сов. оппозиция" подняла на свой щит Ахматову и совершенно отвернулась от другой Анны? Любительским…

  • женственным интимным полушепотом

    1946 Я ненавижу быт, а он меня одолевает. Третьего дня жена протодьякона рассказывала мне об измене мужа. — Какая обида самолюбию. Подумайте. Я на…

  • "Я снила Ниночку."

    "Я снила Ниночку." ((Нет, гусары, не "сняла". Случай гораздо серьезнее. По контексту, "Мне снилась Ниночка". То есть, мне снится, в 1 лице.))…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • А и Б сидели на

    ((Почему А.Ах а не А.Б.? В самом деле. Почему "сов. оппозиция" подняла на свой щит Ахматову и совершенно отвернулась от другой Анны? Любительским…

  • женственным интимным полушепотом

    1946 Я ненавижу быт, а он меня одолевает. Третьего дня жена протодьякона рассказывала мне об измене мужа. — Какая обида самолюбию. Подумайте. Я на…

  • "Я снила Ниночку."

    "Я снила Ниночку." ((Нет, гусары, не "сняла". Случай гораздо серьезнее. По контексту, "Мне снилась Ниночка". То есть, мне снится, в 1 лице.))…