Вы, наверное, знаете, что у нас опять возникло некое напряжение между современным искусством и обществом — на кураторов и художников подают в суд. Что бы вы посоветовали художественному сообществу?
— Да, я за всем этим слежу по интернету — но скорее с любопытством, чем с соучастием. Это же совсем другая жизнь, другая эпоха, человеческие отношения. Что я тут могу посоветовать, советы — дело неблагодарное. В истории, конечно, все повторяется. Но скандалы уже давно утратили свое значение. Ведь скандал вокруг "бульдозерной выставки" устроили не мы, а власть — если бы не ее хеппенинг, то ничего бы и не было, ну постояли бы на пустыре полчаса и разошлись. Это в эпоху авангарда скандал был важным элементом искусства. Тогда это было логично — эпатировать буржуа, противостоять старой эстетике. Искусство было действительно революционным, его мало кто готов был принять, и для того, чтобы на него обратили внимание, нужны были все эти желтые кофты и призывы сбросить Пушкина с корабля современности. Но сейчас никаких революционных настроений уже давно нигде нет — ни в социальной жизни, ни в искусстве. Может быть, сегодня проблема как раз в последствиях идей демократии. Раньше искусство было аристократичным, оно существовало на верхушке общества и у него вообще не было такой проблемы, чтобы его все принимали и понимали. Это сегодня оно демократизировалось и должно считаться с мнением большинства. Я не то чтобы призываю к какой-то цензуре, но мне странно слышать разговоры о том, что художник должен быть абсолютно свободен от общества. Просто надо понимать, что никакой полной свободы не может быть даже на необитаемом острове — мы же все равно от рождения до могилы связаны необходимостью дышать, есть и так далее.
https://www.kommersant.ru/doc/1049311
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →